МОУ Кленовская основная общеобразовательная школа

Анализ работы

 

Анализ методической работы за 2008-2009 учебный год

  

Методическая тема: «Индивидуализация учебно-воспитательного процесса посредством осуществления предпрофильной подготовки»

Формы организации методической работы над единой методической темой были следующие:
- педсовет
- методический совет
- заседания школьных методических объединений (классных руководителей, учителей начальных классов и воспитателей дошкольной группы)

- работа учителей над темами самообразования
- семинары
- аттестация педагогов (обобщение опыта).

Цель проводимой методической работы:

Повышение качества обучения и воспитания в школе при реализации комплексного проекта модернизации образования.

Содержание и формы методической работы в 2008 – 2009 учебном году были направлены на решение следующих задач:

1.     Совершенствовать систему управления качеством образования в условиях КПМО.

2.     Подготовить условия для создания на базе учреждения социокультурного центра.

3.     Проанализировать деятельность образовательного учреждения в рамках деятельности федеральной экспериментальной площадки.

4.     Выстроить систему методической работы по оказанию практической помощи педагогам по направлениям: публикации по трансляции опыта, участие в профессиональных конкурсах и конференциях.

5.     Повысить уровень работы с детьми группы риска через усиление духовно-нравственного воспитания в школе.

Методическая служба школы строила свою работу на данных о реальном уровне профессиональной подготовки специалистов, полученных в ходе анкетирования учителей, внутришкольного контроля, оценки и аттестации кадров. Наиболее востребованными формами методической учебы в школе являются:


• самообразование;
• обучение на теоретических семинарах, организованных в школе;
• общение с коллегами в школе и изучение их опыта работы при взаимопосещении уроков;
• проведение открытых уроков по различным методическим проблемам;
• самоанализ, самооценка.

Обучению в коллективе во многом способствует микроклимат – доброжелательный, творческий. Методическая работа и научно-методическая поддержка учителей представлены в тематике педагогических советов, теоретических семинаров:

Педагогические  советы  «Анализ работы ОУ за год: проблемы, перспективы на новый учебный год», «Единые требования к формированию общеучебных умений, навыков и способов деятельности во внеурочное время»,  «Эксперимент в школе: завершающий этап».

Методические совещания «Ведение факультативных курсов в рамках регионального компонента содержания общего образования с использованием СОТ», «Проблемы подготовки и проведения современного урока».

Семинары-практикумы по темам: «Формирование ОУУН в познавательной деятельности», «Формирование ОУУН в информационно-коммуникативной деятельности», «Формирование ОУУН в  рефлексивной деятельности».

На базе школы прошло совещание директоров ОУ района по теме «Управление качеством образования»

В течение года работали школьные методические объединения. В часности ШМО классных руководителей осваивало тему: «Содействие развитию самоуправления,    реализации программ по формированию и развитию лидерских качеств у учащихся»

ШМО учителей начальных классов и воспитателей  решало вопросы следующей тематики:  «Формы, приемы и методы, способ­ствующие формированию индивидуальности учащихся и воспитанников»

Выводы:
1. В школе создана система обучения, обеспечивающая развитие каждого ученика в соответствии с его интересами, возможностями; идет гармоничное развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов.
2. Тематика заседаний отражает основные проблемные вопросы, стоящие перед ОУ.
3. Заседания тщательно готовятся, идёт подготовительная работа. Выступления и выводы основываются на глубоком анализе, практических результатах, позволяющих сделать эффективное методические обобщение.
4. Отобранный комплекс мероприятий позволяет решать систему учебно-методических задач.

5. Основные направления контроля и тематики посещения уроков выбраны с целью улучшения качества преподавания, структуру урока и отбор необходимых форм и методов, применяемых на уроке.
В основу внутришкольного контроля школы закладывают педагогический анализ результатов труда учителя и состояния учебно-воспитательного процесса.
Задачи внутришкольного контроля:

 1. Периодическая проверка выполнения требований программ по предмету.
2. Систематический контроль за качеством преподавания учебных дисциплин, соблюдением учителями научно обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы.
3. Поэтапный контроль за процессом усвоения знаний учащимися, уровнем их развития, владением методами самостоятельного приобретения знаний.
4. Оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствовании ими своего педагогического мастерства.
5. Изучение опыта работы учителей.

6. Постоянная проверка выполнения всех планов работы школы и принимаемых управленческих решений.

7. Диагностика состояния учебно-воспитательного процесса, выявление отклонения от запрограммированного результата в работе коллектива и отдельных его членов, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества.

8. Отработка наиболее эффективные технологий преподавания предметов, опираясь на участие школы в экспериментальной площадке.

9. Повышение ответственности учителей, осуществляющих внедрение новых методов и приемов работы в практику преподавания учебных предметов.
10. Совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации.

В образовательном учреждении план методической   работы  входит в состав годового плана образовательного учреждения с учётом программы развития школы. В 2008-2009 учебном году план выполнен полностью, хотя при проведении некоторых мероприятий были изменены формы.

Одно из основных направлений работы заместителя по учебно-воспитательной работе – это посещение и анализ уроков. В течение года посещено завучем 122 урока.

Цель посещения уроков в этом учебном году:

 - формы и методы, применяемые на уроках;
- классно-обобщающий контроль в 4, 9 классах с целью подготовки учащихся к промежуточной и государственной (итоговой) аттестации; определения уровня воспитанности учащихся, уровня образовательной подготовки, сформированности мотивации к обучению, сформированности классного коллектива, выявления проблем и путей коррекции знаний и поведения учащихся;

- классно-обобщающий контроль в 5 классе по определению степени адаптации учащихся на второй ступени, сформированности ЗУН, единство требований учителей-предметников к учащимся, учет индивидуальных особенностей учащихся.

- по плану внутришкольного контроля регулярно проходила проверка посещаемости занятий отстающими учащимися и исправление ими неудовлетворительных оценок. Проверка содержания консультативных занятий с отстающими, определение уровня проведения индивидуальных занятий. Проведен анализ дозировки домашнего задания по ряду предметов (выборочно).

- по плану внутришкольного контроля посещены уроки учителей, работающих в 5-9 классах, с целью устранения, ликвидации пробелов в знаниях учащихся и др.

 

Уровень внедрения ИКТ в образовательном учреждении в этом учебном году значительно повысился. Все педагоги имеют курсовую подготовку (2007 год). 100  % педагогов используют данную технологию в учебно-воспитательный процессе. Положительным моментом является получение второго комплекта интерактивного оборудования и приобретение новой множительной техники, а также работа библиотеки в режиме медиацентра, оснащённость которого на сегодняшний день составляет 94 %.  Анализируя посещение уроков и внеклассных мероприятий, а также журнал работы с медиатекой, можно сделать вывод: высокий уровень использования ИКТ (80-100 %) – 3 педагога (30 %), средний уровень (50-79 %) – 5 педагогов (50 %), низкий уровень (менее 50 %)- 2педагога (20 %).

 

Педагогические технологии, применяемые педагогами в своей деятельности:

 

Название технологии

ФИО педагога, использующего данную технологию

Мероприятия по реализации

Индикаторы внедрения технологии

1. Информа-ционно-коммуникационная технология

Байдина Н.И.

Мельникова Е.В.

Дурновцева В.Н.

Мурыгина Л.П.

Лузина Л.В.

Корикова С.А.

Панькова В.Ф.

Соловьёва Л.Н.

Дурновцев А.Ф.

Соловьёва Л.Л.

- Проведение педагогических семинаров, совещаний с использованием ИКТ;

 - Проведение школьного конкурса «Учитель года – 2009» показ уроков с использованием ИКТ, разработка презентаций по своей методической теме, представление презентаций «Уроков доброты»;

- Выработка критериев оценки урока с использованием ИКТ

Диагностирование педагогов «Моя информационная культура»

- Доля уроков, проводимых в компьютерном классе, использование Интернет

- Создание авторских мультимедий-ных презентаций

2. Проектная технология

Дурновцева В.Н.

Соловьёва Л.Л.

- Методическая выставка в библиотеке

- Индивидуальные консультации по особенностям методики

- Включение элементов методики в урочную и внеурочную деятельность

- Создание ученических проектов по темам учебных предметов

- Участие в социальном проектировании

3. Здоровье

сберегающая технология

Дурновцев А.Ф.

Дурновцева  В.Н.

Мельникова Е.В.

Мурыгина Л.П.

- Реализация подпрограммы «Здоровье»

- Проведение мониторинга физического развития

- тематическая неделя «Я могу сказать НЕТ!»

- снижение пропусков уроков по болезни

- диагностика физического развития школьников

- Выявление ценности ЗОЖ

 

4. Технология формирования ОУУН и способов познавательной деятельности

Все педагоги ОУ

- Проведение цикла методических совещаний по формированию ОУУН;

- Пересмотр и коррекция тематических планов, дополнение их разделом «Формируемые ОУУН»;

- Работа с научным руководителем по данной теме (индивидуальные консультации с педагогами);

 - Взаимопосещение  и анализ уроков.

 

- Мониторинг «Изучение уровня владения учителем основными методами мотивации и стимулирования деятельности»

- Степень сформирован-ности техники чтения 2 -9 классы.

- Уровень сформирован-ности скорости счёта, письма. 2 – 9 кл.

5. Технология формирования эмоциональной компетентности

Корикова С.А.

Мельникова Е.В.

Дурновцева В.Н.

Воспитатели дошкольной группы

- Рассмотрение актуальности проблемы на  заседании  проблемной группы по  преемственности между дошкольной группой и начальной школой», составление этапов работы над проблемой.

- Собеседование по итогам самообразовательной работы по данной проблеме

- выставка в библиотеке «Формирование корпоративной культуры»

- Определение уровня эмоционального интеллекта

 

-Благоприятный психологичес-кий климат

 

- Повышение мотивации учащихся

 

Работа с одаренными детьми включена в годовой план работы образовательного учреждения. Формы работы: участие в конкурсном и олимпиадном движении, в дистанционных конкурсах (через Интернет), работа кружков, секций и курсов по выбору, занятия в Школе искусств, филиале ДЮСШ.

 

2.  Количество (и %) педагогов (от общего числа), прошедших аттестацию

ФИО педагогов

    Из них имеют     

    категорию

Число, месяц, год получения квалификационной категории

Получили квалификацию в 2008-2009 уч. году

Подали заявление  на 2009-2010 уч. г.

В

I

II

В

I

II

Педагоги I ступени

1. Дурновцева Валентина

Николаевна

- учитель начальных классов

 

+

 

 

 

03.12.2007

Приказ МУО

№ 127

от 03.12.2007

 

 

 

 

2. Мельникова Елена

Вениаминовна

- учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

+

30.04.2009

Приказ Кленовской ООШ

  47

от 30.04.2004

 

 

 

+

 

 

ИТОГО

-

1(50%)

1 (50%)

 

 

 

1 (50 %)

 

Педагоги II  ступени

1. Байдина Наталья Ивановна   

- учитель информатики

 

 

 

 

 

 

+

23.03.2009

Приказ Кленовской ООШ № 29

 

 

 

 

 

+

 

2. Дурновцев Александр

   Фёдорович

- учитель физической культуры

 

 

+

 

 

04.02.2005

Приказ МО Пермского края № 11-к

от 17.12.2005

 

 

 

+

на высшую

3. Корикова Светлана 

Алексеевна

- учитель русского языка и литературы

 

 

 

+

 

16.04.2007

Приказ МУО  № 43

от   16.04.2007

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Лузина Людмила

Васильевна

- учитель географии, истории

 

 

 

 

+

20.04.2007

Приказ Кленовской ООШ № 30

от 21.04.2007

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Мурыгина Людмила

Петровна

- учитель биологии, химии

 

 

 

+

 

29.03.2005

Приказ МУО  № 49

От 10.04.2005

 

 

 

+

на I

6. Панькова Вера  Фёдоровна

- учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

+

1.02.2009

Приказ Кленовской ООШ

№ 14

от 31.01.2009

 

 

 

 

+

 

7. Соловьёва Любовь

Николаевна

- учитель математики

 

 

 

 

 

+

 

15.12.2006

Приказ МУО  № 136

от 15.12.2006

 

 

 

 

 

 

 

8. Соловьёва

Людмила Леонидовна

- педагог-организатор

 

 

 

 

+

20.03.2008

Приказ Кленовской ООШ

№ 30

О т 20.03.2008

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

1

(12,5%)

3

(37,5%)

4

(50%)

 

 

 

2

(25 %)

 

Итого по школе:

1 (10%)

4

(40%)

5

(50 %)

 

 

 

3

(30 %)

 

Руководители

Байдина Наталья

Ивановна 

- директор 

 

+

 

 

25.10.2007

Приказ МО Пермского края № 33-к

от 25.10.2007

 

 

 

 

Корикова Светлана 

Алексеевна

- завуч

 

+

 

 

 

 

 

 

25.10.2007

Приказ МО Пермского края № 33-к

от 25.10.2007

 

 

 

 

ИТОГО:

2

(100%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД: Всего аттестованных педагогов в школе  100 %:

В  2008-2009 году аттестовались на вторую категорию 3 педагога (30%), на первую–0%,  на высшую–0%.   

 

Публикации педагогов:

 

·        Сборник XI научно-практической краевой конференции «Здоровье и образование в условиях современного образовательного процесса: опыт и перспективы», Б-Соснова,  публикация Дурновцева А.Ф.  по теме «Увеличение вариативной части программы по физической культуре при помощи дополнительного образования».

·        Сборник «Инновации в управлении образовательным учреждением», г. Пермь,2008г. публикации Байдиной Н.И. по теме «Управление организацией предпрофильной подготовки в образовательном учреждении».   

 

Участие педагогов в мероприятиях различного уровня (НПК, педчтения, мастер-классы).

 

ФИО

педагога

Наименование мероприятия, место и дата проведения

 

Институциональный

Муниципаль

ный

Зональный

Краевой

Федеральный

Международный

Дурновцев А.Ф.

НПК

 

 

 

«Увеличение вариативной части программы по физической культуре при помощи дополнительного образования».

 

 

Байдина Н.И.

(совещание руководителей

ОУ района)

 

«Управление

качеством

образования на

локальном

уровне».

 

 

 

 

Соловьёва Л.Н.

(совещание руководителей

ОУ района)

 

«Оценка качес-

тва учебного

занятия как фор

ма управления

качеством обра-

зования на ло-

кальном уровне

 

 

 

 

Мурыгина Л.П.

(совещание руководителей

ОУ района)

 

«Формирование

ОУУН – путь к

повышению

качества обу-

ченности»

 

 

 

 

Дурновцева

В. Н.

(совещание руководителей

ОУ района)

 

«Преемствен-

ность как

непрерывный

процесс вос-

питания и обу-

чения детей

между дошколь

ным и началь-

ным образова-

нием»

 

 

 

 

Корикова С.А.

(совещание руководителей

ОУ района)

 

«Управление

самообразова-

нием педаго-

гов»

 

 

 

 

Корикова С.А.

Конкурс «Лучший завуч»

 

«Управление

профессиональ

ным ростом

педагогов»

 

 

 

 

Байдина Н.И.

(обощение опыта работы)

«Электронное портфолио педагога»

 

 

 

 

 

Панькова В.Ф.

(обобщение опыта работы)

«Развитие системной самостоятель-ной работы на уроках литературы»

 

 

 

 

 

Мельникова Е.В. (обобщение опыта работы)

«Формирование орфографической зоркости»

 

 

 

 

 

 

В 2008-2009 учебном году педагоги школы не проходили курсовую подготовку, так как на данный момент курсы у всех педагогов пройдены.

 

Количество педагогов (и % от общего числа педагогов), ведущих эл. портфолио на сайте portfolio.ocpi.ru . Начала заполнять электронное портфолио Корикова С.А. (10 %), остальные педагоги планируют заполнение на июнь 2009 года.

Экспериментальная деятельность педагогов ОУ была направлена на обобщение опыта работы Федеральной экспериментальной площадки (5-ый завершающий год работы). Педагоги проанализировали свою роль  и результат участия в экспериментальной работе. Последние два года в школе проводится мониторинг профессиональной компетентности педагогов, участвующих в реализации предпрофильной подготовки. Целью данного мониторинга является выявление профессиональной компетентности педагога в условиях эксперимента. К основным направлениям отслеживания были отнесены:  теоретическая подготовка, методическая подготовка, практические умения при реализации предпрофильной подготовки, работа с документами. По результатам мониторинга можно сделать вывод: самооценка экспериментальной деятельности педагогов выросла на порядок. Так:

·        уровень ниже среднего был у 3 учителей (25 %), сейчас такого уровня нет.

·        Средний уровень был у 7 педагогов (58 %), сейчас у 8 (67 %).

·        Уровень выше среднего определяли у себя 2 участника эксперимента (17 %), сегодня – 4 педагога (33 %).

Оценка экспертов в среднем показала, что средний уровень профессиональной подготовке вырос с 67 % до 75 %; уровень выше среднего поднялся с 17 % до 25 %;  у 17 % уровень опредёлён как высокий.

 

3. Профессиональное (заочное) обучение педагогов. Получение второй специальности.

ФИО

Учебное заведение, место расположения

Срок обучения

(в скобках указать средства обучения, кто оплачивает)

Год поступления

Получаемая специальность

(в скобках указать: первая или вторая)

Курс обучения в настоящее время

Байдина Н.И.

директор

Удмуртский государственный университет

г. Ижевск

2005-2009

(самоплата)

2006

«Менеджмент организации»

(вторая)

Завершение обучения

Лузина И.П.

Воспитатель

Пермский государственный педагогический университет

г. Пермь

2005-2009

(самоплата)

 

«Преподаватель дошкольной педагогики и психологии»

(первая)

Завершение обучения

Дурновцева В.Н.

Учитель начальных классов

Пермский государственный педагогический университет

г. Пермь

2005-2009

(самоплата)

 

«Учитель начальных классов»

(первая)

Завершение обучения

 

4. Информация об организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в ОУ.

Сейчас ОУ находится на IV этапе эксперимента – создание модели сельской школы с предпрофильной подготовкой (2008-2009 гг.)

 

Организацию предпрофильной подготовки в нашей школе мы начинали с анализа мнений восьмиклассников и их родителей, используя методы анкетирования, тестирования и собеседования, а затем сформировали соответствующий учебный план, наполнили его вариативную часть курсами по выбору на основе общеобразовательных запросов учащихся. Курсы предпрофильной подготовки в нашей школе в основном – краткосрочные, ориентированные на профиль и часто сменяющиеся.

Можно отметить, что уже на протяжении трёх лет старшеклассники школы выбирают следующее:

* форма организации: после уроков – 67 %; в каникулы – 33 %.

* режим занятий: 1 раз в недёлю – 33 %, 2 раза – 67 %.

* форма изучения курсов по выбору: 100 % выбрали проведение деловых игр, тренингов и проведение исследований, экспериментов.

* 33 % учащихся хотели бы посещать курсы только в своей школе, а 67 % согласны на посещение курсов в любых учреждениях, если им будет интересна предложенная программа. Следует отметить, что последняя цифра поднялась на 33 % по сравнению с 2004 годом.

В течение пяти лет были изучены следующие курсы по выбору:

«Комбинаторика», «Основы работы в Интернете», «Мастерство публичного выступления», «Библиоглобус», «Я – это я», «Кто мы? Откуда? Где наши корни?», «Мой сайт», «Зелёные питомцы», «Счастливая семья», « Бюджет семьи», «Знаток языка», «Юный автолюбитель», «Наше наследие», «Моё портфолио», «Ох, уж этот модуль».

Данные курсы по выбору позволили учащимся не только получить больший объем знаний по предметам, но и целенаправленно работать вместе со своими педагогами по подготовке к выпускным экзаменам. Например,   на курсах «Комбинаторика», «Ох, уж этот модуль», «Знаток языка» ребята выполняли различные задания по математике и русскому языку, расширяя свои знания по этим образовательным областям.

 Важным компонентом в предпрофильной подготовке мы определили информационную и ориентационную работу. Педагогом-психологом и библиотекарем школы была разработана программа. Теоретическая часть программы (34 ч.) реализовывалась в полном объеме классными руководителями 8-9-х классов. Тематика занятий была подобрана таким образом, чтобы сначала ознакомить учащихся с миром профессий и их характеристиками, затем в форме тестирования выяснить предпочтения учеников, а потом, сочетая теоретические и практические занятия (психологические тренинги, уроки-практикумы, конференции и т.д.), ознакомить с ситуацией на рынке труда Частинского района и Пермского края, с перечнем профессиональных учебных заведений и условиями приема в них.

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносили свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Информирование, на наш взгляд, было призвано познакомить учащихся:

-         с возможностями в отношении продолжения образования как на территории проживания учащихся, так и за ее пределами,

-         с прогнозом развития регионального и местного рынка труда на ближайшие годы,

-         с перспективами экономического развития данной территории и края в целом.

В процессе информирования (как через участие в мероприятиях, так и через самостоятельную работу с информацией) ученик мог соотнести свои желания и предпочтения с теми возможностями, которые предоставляет ему социум. Отдельным направлением в информационной работе стало знакомство учащихся с теми организациями и специалистами, которые могут помочь в выборе будущей специальности или трудоустройстве – центрами занятости молодежи, профориентационными службами и т.п.

В триаде проблемных блоков «хочу – могу – надо» информационная работа помогает учащемуся осознать два последних блока, в то время как освоение предпрофильных курсов «работает» на первые два.

На наш взгляд, необходимо создать «испытательный полигон», предпрофильную подготовку уже начиная с 7-го класса (курсы по выбору, ориентационная работа), а информационную работу проводить уже с 5-го класса. Главной задачей учителей, работающих в системе ранней предпрофильной подготовки, должно быть представление каждому ученику максимальные возможности для самоактуализации личности. Главная задача учителя при этом – обнаружить и развить то, что в нём уже заложено от природы. Для развития индивидуальных склонностей и способностей одним из лучших способов является участие в проектной деятельности.

Введение портфолио было нацелено не только на поддержку высокой учебной мотивации школьников, но и развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.
Были выделены преимущества портфолио:
1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие образовательного процесса.
2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
3. Поощряется не только оценка, но и самооценка, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
4. Направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
5. Позволяет уйти от жесткой системы оценивания к гибким условиям альтернативной оценки.
Нами определены и недостатки данной формы оценивания:
1. Внедрение данной формы оценивания требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей.
2. Возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценивания.
3. У учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный материал и опыт.
4. Неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения.
5. Оптимальное время начала ведения портфолио.

Практика показала, что некоторым учащимся за период 8- 9-го класса весьма проблематично набрать портфолио, поэтому в ОУ портфолио ведётся с 1-го класса. Это приучает учащихся к сбору данного вида документа, дисциплинирует их, повышает аналитическую  культуру к моменту окончания школы.

Следует отметить, что ведение портфолио в начале экспериментальной работы носило в основном формальный характер вследствие недостаточной работы классных руководителей, непонимания всей значимости и необходимости ведения этого документа учащимися, пассивности со стороны родителей, отсутствия должного контроля со стороны администрации. Достижения, представленные учащимися в портфолио, низкого уровня или вообще отсутствуют. Причинами являются низкая мотивация большей части девятиклассников к учебной и определенным видам познавательной деятельности, их слабая творческая активность, недостаточный уровень самооценки результатов личных достижений, неготовность к самомониторингу и рефлексии выпускников основной школы. Опыт ведения портфолио показал необходимость усовершенствования структуры «портфеля ученика», решения вопроса о выдаче итогового документа по портфолио.

 

Апробация предпрофильной подготовки потребовала и усиления методической работы с педагогами. В течение последних лет наша школа работает по следующим направлениям:

·         организация и деятельностный характер содержания курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки;

·         информационная и ориентационная деятельность в составе предпрофильной подготовки.

·         Накопительная оценка портфолио.

Разработанный ОУ сетевой проект определил основные направления в организации работы и выстраивания системы предпрофильного обучения учащихся школы. В ходе реализации разработанной программы решались проблемы по таким направлениям, как: социализация, обучение и воспитание, методическая работа, управление.

Главное предназначение школьного образования – решить философскую проблему: «вещь в себе» сделать «вещью для себя». Школа должна:

-         социально защищать ученика, обеспечить ему возможность получения образования для приобретения профессии;

-         сохранять физическое и моральное здоровье учащихся;

-         воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям и патриотизм;

-         приносить радость на этапе обучения.

Необходимо признать, что наша школа в целом не справляется с этими задачами. Эта трудная проблема может быть в определённой степени решена за счёт внедрения предпрофильной подготовки в основной школе, содействующей развитию индивидуальных склонностей и способностей ученика.

Реализуя эксперимент в школе и решая вышеперечисленные задачи, мы конструируем учебный процесс так,  чтобы максимально приблизить решение данной проблемы.

Реализация программы позволила:

I. Разработать положения, нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и осуществление предпрофильной подготовки в малочисленной сельской школе.

II. Охватить 100 % учащихся старших классов школы предпрофильной подготовкой, включающей информационную, ориентационную работу, курсы по выбору, накопительную оценку достижений учащегося - портфолио.

III. Организовать индивидуально-групповую работу с учащимися с целью повышения уровня готовности сельских школьников к профильному обучению.

IV. Расширить спектр профессионального выбора выпускников школ.

Перспективы:

1.     Проведение целенаправленной информационной работы в системе с начальной школы.

2.     Разработка индивидуальной образовательной траектории с момента обучения на II ступени.

3.     Пополнение карты индивидуального сопровождения по направлению информационная и ориентационная работа. 

4.     Эффективное использование дистанционных курсов по выбору.

 

 

5. Диагностика затруднений педагогов, ОУ.

 

Проводимые диагностики

Выявленные проблемы

Планируемые действия

Диагностика профессиональной компетентности педагогов

- Создание проблемно-поисковых ситуаций на уроке

- Построение воспитательной работы в классе в соответствии с новыми требованиями

* Собеседование по данной проблеме, оформление методической папки с рекомендациями, отслеживание при посещении уроков.

* Проведение ШМО классных руководителей. Поиск информации через Интернет

 

Методологическая культура учителя

- использование на уроках СОТ

* Проведение педагогического совета;

* Оформление стенда в учительской по углублённому ознакомлению с современными образовательными технологиями.

Информационная культура учителя

Использование возможностей интерактивной доски на уроках

Работа школьной команды

в области информатизации образования, реализация подпрограммы «Информатизация», обучающие семинары по работе с интерактивной доской

Оценка экспериментальной деятельности учителя

Повышение мотивации при посещении курсов по выбору

Презентация курсов по выбору на следующий год; разнообразие тематики курсов по различным направлениям в соответствии с интересами школьников; деятельностный характер курсов – пересмотр программ.

Экспертиза коммуникативной культуры учителя

Организация сотрудничества с учащимися, мотивация на проявление инициативы и творчества

Знакомство с технологией сотрудничества (партнёрства) – выставка в библиотеке.

Оформление методической папки по эмоциональной компетентности педагога и учащихся

Школа глазами учащихся, родителей и учителей

(3 анкеты)

- Развитие духовно-нравственных качеств личности

- Увеличение доли учащихся, находящихся в социально опасном положении, группы риска

* Реализация данного направления в плане школы через внеклассные мероприятия, работу с родителями, проведение факультативов и курсов по выбору.

* разработка и реализация программы по работе с данной категорией детей по профилактике правонарушений; учёба классных руководителей на ШМО; использование возможностей дополнительного образования.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz