| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Анализ работы
Анализ методической работы за 2008-2009 учебный год
Методическая тема: «Индивидуализация учебно-воспитательного процесса посредством осуществления предпрофильной подготовки» Формы организации методической работы над единой методической темой были следующие: - работа учителей над темами самообразования Цель проводимой методической работы: Повышение качества обучения и воспитания в школе при реализации комплексного проекта модернизации образования. Содержание и формы методической работы в 2008 – 2009 учебном году были направлены на решение следующих задач: 1. Совершенствовать систему управления качеством образования в условиях КПМО. 2. Подготовить условия для создания на базе учреждения социокультурного центра. 3. Проанализировать деятельность образовательного учреждения в рамках деятельности федеральной экспериментальной площадки. 4. Выстроить систему методической работы по оказанию практической помощи педагогам по направлениям: публикации по трансляции опыта, участие в профессиональных конкурсах и конференциях. 5. Повысить уровень работы с детьми группы риска через усиление духовно-нравственного воспитания в школе. Методическая служба школы строила свою работу на данных о реальном уровне профессиональной подготовки специалистов, полученных в ходе анкетирования учителей, внутришкольного контроля, оценки и аттестации кадров. Наиболее востребованными формами методической учебы в школе являются:
Обучению в коллективе во многом способствует микроклимат – доброжелательный, творческий. Методическая работа и научно-методическая поддержка учителей представлены в тематике педагогических советов, теоретических семинаров: Педагогические советы «Анализ работы ОУ за год: проблемы, перспективы на новый учебный год», «Единые требования к формированию общеучебных умений, навыков и способов деятельности во внеурочное время», «Эксперимент в школе: завершающий этап». Методические совещания «Ведение факультативных курсов в рамках регионального компонента содержания общего образования с использованием СОТ», «Проблемы подготовки и проведения современного урока». Семинары-практикумы по темам: «Формирование ОУУН в познавательной деятельности», «Формирование ОУУН в информационно-коммуникативной деятельности», «Формирование ОУУН в рефлексивной деятельности». На базе школы прошло совещание директоров ОУ района по теме «Управление качеством образования» В течение года работали школьные методические объединения. В часности ШМО классных руководителей осваивало тему: «Содействие развитию самоуправления, реализации программ по формированию и развитию лидерских качеств у учащихся» ШМО учителей начальных классов и воспитателей решало вопросы следующей тематики: «Формы, приемы и методы, способствующие формированию индивидуальности учащихся и воспитанников» Выводы: 5. Основные направления контроля и тематики посещения уроков выбраны с целью улучшения качества преподавания, структуру урока и отбор необходимых форм и методов, применяемых на уроке. 1. Периодическая проверка выполнения требований программ по предмету. 6. Постоянная проверка выполнения всех планов работы школы и принимаемых управленческих решений. 7. Диагностика состояния учебно-воспитательного процесса, выявление отклонения от запрограммированного результата в работе коллектива и отдельных его членов, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества. 8. Отработка наиболее эффективные технологий преподавания предметов, опираясь на участие школы в экспериментальной площадке. 9. Повышение ответственности учителей, осуществляющих внедрение новых методов и приемов работы в практику преподавания учебных предметов. В образовательном учреждении план методической работы входит в состав годового плана образовательного учреждения с учётом программы развития школы. В 2008-2009 учебном году план выполнен полностью, хотя при проведении некоторых мероприятий были изменены формы. Одно из основных направлений работы заместителя по учебно-воспитательной работе – это посещение и анализ уроков. В течение года посещено завучем 122 урока. Цель посещения уроков в этом учебном году: - формы и методы, применяемые на уроках; - классно-обобщающий контроль в 5 классе по определению степени адаптации учащихся на второй ступени, сформированности ЗУН, единство требований учителей-предметников к учащимся, учет индивидуальных особенностей учащихся. - по плану внутришкольного контроля регулярно проходила проверка посещаемости занятий отстающими учащимися и исправление ими неудовлетворительных оценок. Проверка содержания консультативных занятий с отстающими, определение уровня проведения индивидуальных занятий. Проведен анализ дозировки домашнего задания по ряду предметов (выборочно). - по плану внутришкольного контроля посещены уроки учителей, работающих в 5-9 классах, с целью устранения, ликвидации пробелов в знаниях учащихся и др.
Уровень внедрения ИКТ в образовательном учреждении в этом учебном году значительно повысился. Все педагоги имеют курсовую подготовку (2007 год). 100 % педагогов используют данную технологию в учебно-воспитательный процессе. Положительным моментом является получение второго комплекта интерактивного оборудования и приобретение новой множительной техники, а также работа библиотеки в режиме медиацентра, оснащённость которого на сегодняшний день составляет 94 %. Анализируя посещение уроков и внеклассных мероприятий, а также журнал работы с медиатекой, можно сделать вывод: высокий уровень использования ИКТ (80-100 %) – 3 педагога (30 %), средний уровень (50-79 %) – 5 педагогов (50 %), низкий уровень (менее 50 %)- 2педагога (20 %).
Педагогические технологии, применяемые педагогами в своей деятельности:
Работа с одаренными детьми включена в годовой план работы образовательного учреждения. Формы работы: участие в конкурсном и олимпиадном движении, в дистанционных конкурсах (через Интернет), работа кружков, секций и курсов по выбору, занятия в Школе искусств, филиале ДЮСШ.
2. Количество (и %) педагогов (от общего числа), прошедших аттестацию
ВЫВОД: Всего аттестованных педагогов в школе 100 %: В 2008-2009 году аттестовались на вторую категорию 3 педагога (30%), на первую–0%, на высшую–0%.
Публикации педагогов:
· Сборник XI научно-практической краевой конференции «Здоровье и образование в условиях современного образовательного процесса: опыт и перспективы», Б-Соснова, публикация Дурновцева А.Ф. по теме «Увеличение вариативной части программы по физической культуре при помощи дополнительного образования». · Сборник «Инновации в управлении образовательным учреждением», г. Пермь,2008г. публикации Байдиной Н.И. по теме «Управление организацией предпрофильной подготовки в образовательном учреждении».
Участие педагогов в мероприятиях различного уровня (НПК, педчтения, мастер-классы).
В 2008-2009 учебном году педагоги школы не проходили курсовую подготовку, так как на данный момент курсы у всех педагогов пройдены.
Количество педагогов (и % от общего числа педагогов), ведущих эл. портфолио на сайте portfolio.ocpi.ru . Начала заполнять электронное портфолио Корикова С.А. (10 %), остальные педагоги планируют заполнение на июнь 2009 года. Экспериментальная деятельность педагогов ОУ была направлена на обобщение опыта работы Федеральной экспериментальной площадки (5-ый завершающий год работы). Педагоги проанализировали свою роль и результат участия в экспериментальной работе. Последние два года в школе проводится мониторинг профессиональной компетентности педагогов, участвующих в реализации предпрофильной подготовки. Целью данного мониторинга является выявление профессиональной компетентности педагога в условиях эксперимента. К основным направлениям отслеживания были отнесены: теоретическая подготовка, методическая подготовка, практические умения при реализации предпрофильной подготовки, работа с документами. По результатам мониторинга можно сделать вывод: самооценка экспериментальной деятельности педагогов выросла на порядок. Так: · уровень ниже среднего был у 3 учителей (25 %), сейчас такого уровня нет. · Средний уровень был у 7 педагогов (58 %), сейчас у 8 (67 %). · Уровень выше среднего определяли у себя 2 участника эксперимента (17 %), сегодня – 4 педагога (33 %). Оценка экспертов в среднем показала, что средний уровень профессиональной подготовке вырос с 67 % до 75 %; уровень выше среднего поднялся с 17 % до 25 %; у 17 % уровень опредёлён как высокий.
3. Профессиональное (заочное) обучение педагогов. Получение второй специальности.
4. Информация об организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в ОУ. Сейчас ОУ находится на IV этапе эксперимента – создание модели сельской школы с предпрофильной подготовкой (2008-2009 гг.)
Организацию предпрофильной подготовки в нашей школе мы начинали с анализа мнений восьмиклассников и их родителей, используя методы анкетирования, тестирования и собеседования, а затем сформировали соответствующий учебный план, наполнили его вариативную часть курсами по выбору на основе общеобразовательных запросов учащихся. Курсы предпрофильной подготовки в нашей школе в основном – краткосрочные, ориентированные на профиль и часто сменяющиеся. Можно отметить, что уже на протяжении трёх лет старшеклассники школы выбирают следующее: * форма организации: после уроков – 67 %; в каникулы – 33 %. * режим занятий: 1 раз в недёлю – 33 %, 2 раза – 67 %. * форма изучения курсов по выбору: 100 % выбрали проведение деловых игр, тренингов и проведение исследований, экспериментов. * 33 % учащихся хотели бы посещать курсы только в своей школе, а 67 % согласны на посещение курсов в любых учреждениях, если им будет интересна предложенная программа. Следует отметить, что последняя цифра поднялась на 33 % по сравнению с 2004 годом. В течение пяти лет были изучены следующие курсы по выбору: «Комбинаторика», «Основы работы в Интернете», «Мастерство публичного выступления», «Библиоглобус», «Я – это я», «Кто мы? Откуда? Где наши корни?», «Мой сайт», «Зелёные питомцы», «Счастливая семья», « Бюджет семьи», «Знаток языка», «Юный автолюбитель», «Наше наследие», «Моё портфолио», «Ох, уж этот модуль». Данные курсы по выбору позволили учащимся не только получить больший объем знаний по предметам, но и целенаправленно работать вместе со своими педагогами по подготовке к выпускным экзаменам. Например, на курсах «Комбинаторика», «Ох, уж этот модуль», «Знаток языка» ребята выполняли различные задания по математике и русскому языку, расширяя свои знания по этим образовательным областям. Важным компонентом в предпрофильной подготовке мы определили информационную и ориентационную работу. Педагогом-психологом и библиотекарем школы была разработана программа. Теоретическая часть программы (34 ч.) реализовывалась в полном объеме классными руководителями 8-9-х классов. Тематика занятий была подобрана таким образом, чтобы сначала ознакомить учащихся с миром профессий и их характеристиками, затем в форме тестирования выяснить предпочтения учеников, а потом, сочетая теоретические и практические занятия (психологические тренинги, уроки-практикумы, конференции и т.д.), ознакомить с ситуацией на рынке труда Частинского района и Пермского края, с перечнем профессиональных учебных заведений и условиями приема в них. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносили свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Информирование, на наш взгляд, было призвано познакомить учащихся: - с возможностями в отношении продолжения образования как на территории проживания учащихся, так и за ее пределами, - с прогнозом развития регионального и местного рынка труда на ближайшие годы, - с перспективами экономического развития данной территории и края в целом. В процессе информирования (как через участие в мероприятиях, так и через самостоятельную работу с информацией) ученик мог соотнести свои желания и предпочтения с теми возможностями, которые предоставляет ему социум. Отдельным направлением в информационной работе стало знакомство учащихся с теми организациями и специалистами, которые могут помочь в выборе будущей специальности или трудоустройстве – центрами занятости молодежи, профориентационными службами и т.п. В триаде проблемных блоков «хочу – могу – надо» информационная работа помогает учащемуся осознать два последних блока, в то время как освоение предпрофильных курсов «работает» на первые два. На наш взгляд, необходимо создать «испытательный полигон», предпрофильную подготовку уже начиная с 7-го класса (курсы по выбору, ориентационная работа), а информационную работу проводить уже с 5-го класса. Главной задачей учителей, работающих в системе ранней предпрофильной подготовки, должно быть представление каждому ученику максимальные возможности для самоактуализации личности. Главная задача учителя при этом – обнаружить и развить то, что в нём уже заложено от природы. Для развития индивидуальных склонностей и способностей одним из лучших способов является участие в проектной деятельности. Введение портфолио было нацелено не только на поддержку высокой учебной мотивации школьников, но и развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся. Практика показала, что некоторым учащимся за период 8- 9-го класса весьма проблематично набрать портфолио, поэтому в ОУ портфолио ведётся с 1-го класса. Это приучает учащихся к сбору данного вида документа, дисциплинирует их, повышает аналитическую культуру к моменту окончания школы. Следует отметить, что ведение портфолио в начале экспериментальной работы носило в основном формальный характер вследствие недостаточной работы классных руководителей, непонимания всей значимости и необходимости ведения этого документа учащимися, пассивности со стороны родителей, отсутствия должного контроля со стороны администрации. Достижения, представленные учащимися в портфолио, низкого уровня или вообще отсутствуют. Причинами являются низкая мотивация большей части девятиклассников к учебной и определенным видам познавательной деятельности, их слабая творческая активность, недостаточный уровень самооценки результатов личных достижений, неготовность к самомониторингу и рефлексии выпускников основной школы. Опыт ведения портфолио показал необходимость усовершенствования структуры «портфеля ученика», решения вопроса о выдаче итогового документа по портфолио.
Апробация предпрофильной подготовки потребовала и усиления методической работы с педагогами. В течение последних лет наша школа работает по следующим направлениям: · организация и деятельностный характер содержания курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки; · информационная и ориентационная деятельность в составе предпрофильной подготовки. · Накопительная оценка портфолио. Разработанный ОУ сетевой проект определил основные направления в организации работы и выстраивания системы предпрофильного обучения учащихся школы. В ходе реализации разработанной программы решались проблемы по таким направлениям, как: социализация, обучение и воспитание, методическая работа, управление. Главное предназначение школьного образования – решить философскую проблему: «вещь в себе» сделать «вещью для себя». Школа должна: - социально защищать ученика, обеспечить ему возможность получения образования для приобретения профессии; - сохранять физическое и моральное здоровье учащихся; - воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям и патриотизм; - приносить радость на этапе обучения. Необходимо признать, что наша школа в целом не справляется с этими задачами. Эта трудная проблема может быть в определённой степени решена за счёт внедрения предпрофильной подготовки в основной школе, содействующей развитию индивидуальных склонностей и способностей ученика. Реализуя эксперимент в школе и решая вышеперечисленные задачи, мы конструируем учебный процесс так, чтобы максимально приблизить решение данной проблемы. Реализация программы позволила: I. Разработать положения, нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и осуществление предпрофильной подготовки в малочисленной сельской школе. II. Охватить 100 % учащихся старших классов школы предпрофильной подготовкой, включающей информационную, ориентационную работу, курсы по выбору, накопительную оценку достижений учащегося - портфолио. III. Организовать индивидуально-групповую работу с учащимися с целью повышения уровня готовности сельских школьников к профильному обучению. IV. Расширить спектр профессионального выбора выпускников школ. Перспективы: 1. Проведение целенаправленной информационной работы в системе с начальной школы. 2. Разработка индивидуальной образовательной траектории с момента обучения на II ступени. 3. Пополнение карты индивидуального сопровождения по направлению информационная и ориентационная работа. 4. Эффективное использование дистанционных курсов по выбору.
5. Диагностика затруднений педагогов, ОУ.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |