МОУ Кленовская основная общеобразовательная школа

Из опыта работы

Мониторинг профессиональной компетнтности педагогов

в условиях предпрофильной подготовки

Корикова С.А., зам. директора по УВР

 

Профилизация образовательного процесса в числе прочих ставит перед управленцами задачу пересмотра привычных, годами используемых способов контроля и приведения их в соответствие новым целям и задачам. Для создания условий, способствующих росту профессионализма и творческой активности учителей, в школе была разработана система внутришкольного мониторинга (ВШМ), которая прослеживает содержание и результативность деятельности педагогов в условиях предпрофильной подготовки.

ВШМ мы рассматриваем как мотивированный стимулирующий процесс, целью которого является снятие затруднений участников образовательного процесса, направленного на повышение качества образования. Данная деятельность является целенаправленной и плановой, за последние годы она претерпела ряд  изменений в связи с получением в 2004 году статуса Федеральной экспериментальной площадки по реализации сетевого проекта по теме «Организационно-педагогические подходы к предпрофильной подготовке в сельской школе».

В школе имеется Положение о мониторинге профессиональной компетентности педагога, участвующего в реализации предпрофильной подготовки, где прописаны объекты контроля при осуществлении предпрофильной подготовки. К ним относятся:

1. Учебный процесс (особое внимание  уделяется наполнению вариативной части учебного плана, его выполнению, проведению итоговой аттестации выпускников основной школы, курсам по выбору – как качеству программ, так и качеству их преподавания, соответствию концепции, рецензирование программ).

2. Воспитательный процесс (состояние проведения информационной и ориентационной работы, ведение портфолио).

3. Методическая работа (управление развитием профессиональной компетентности педагога в условиях эксперимента).

4. Обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями. (прежде всего,  это педагогический потенциал школы, налаживание сетевого взаимодействия с учреждениями района, улучшение МТБ).

Задачами внутришкольного мониторинга является:

  • получение объективной информации о состоянии предпрофильной подготовки в школе;

  • своевременное выявление отклонений в организации и проведении эксперимента, установление степени соответствия  проводимой работы локальным актам;

  • анализ достижений в обучении и воспитании для прогнозирования перспектив развития общеобразовательного учреждения;

  • изучение и распространение положительного опыта по данной проблеме.

Этапы ВШМ в нашей школе – это своеобразный цикл:

  • обоснование мониторинга;

  • формулировка цели мониторинга;

  • разработки алгоритма предстоящей мониторинга;

  • оформление основных выводов по результатам ВШМ в аналитическую справку;

  • обсуждение итогов проверки на необходимом уровне (совещание при директоре, заседание педагогического совета,  методического объединения и др.),

  • принятие соответствующего решения;

  • проверка выполнения решения, если необходимо, то коррекция процесса.

Мониторинг подразделяем на предварительный, текущий и итоговый. Предварительный мониторинг поводится перед началом работы. Объектом его являются ресурсы. Он выявляет, всё ли подготовлено для того, чтобы работа прошла успешно. Его значение велико для дальнейшего качественного протекания запланированных процессов. Так при проведении предпрофильной подготовки важно проанализировать учебный план, проверить и прорецензировать программы курсов по выбору, программы реализации информационной и ориентационной работы в школе, подготовленность кадров к введению новшеств.  Текущий мониторинг осуществляется в процессе деятельности. Его объектом являются вышеназванные процессы, люди, их мотивация к проведению ПП. Цель итогового мониторинга – оценить результаты. Ежегодно проводя экспертизу деятельности по реализации эксперимента, мы помним, что результатами ПП является не качество освоения школьниками программ курсов по выбору, а насколько учебные программы и система обучения помогли им в самоопределении относительно будущего профиля обучения в старшей школе, т.е.  с осуществлением  стоящего перед ними выбора учебного заведения.

В школе используются следующие формы мониторинга:

  • коллективный,

  • взаимомониторинг,

  • самомониторинг,

  • административный.

Мы увеличиваем во ВШМ долю коллективного мониторинга. Под коллективным мониторингом понимаем мониторинг, осуществляемый педагогическим коллективом и имеющим не столь жесткие формы, как административный. Он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе, взаимопосещений курсов и внеклассных мероприятий в рамках информационной и ориентационной работы. Цель такого мониторинга - получение информации о состоянии дел в школе. Это позволяет оценить работу педколлектива силами самого коллектива и отдельных его членов. Мониторинг деятельности учителя со стороны коллег обладает большой силой воздействия, потому что его результаты влияют на статус педагога в коллективе. При этом виде контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности контролируемых и контролирующих, чтобы оградить коллектив от конфликтов.         

Целью проведения любого вида мониторинга является выявление профессиональной компетентности педагога в условиях эксперимента. К основным направлениям отслеживания в школе были отнесены:  теоретическая подготовка, методическая подготовка, практические умения при реализации предпрофильной подготовки, работа с документами. По результатам мониторинга можно сделать вывод: самооценка экспериментальной деятельности педагогов выросла на порядок. Так:

·        Уровень ниже среднего был у 3 учителей (25 %), сейчас такого уровня нет.

·        Средний уровень был у 7 педагогов (58 %), сейчас у 8 (67 %).

·        Уровень выше среднего определяли у себя 2 участника эксперимента (17 %), сегодня – 4 педагога (33 %).

Оценка экспертов в среднем показала, что средний уровень профессиональной подготовке вырос с 67 % до 75 %; уровень выше среднего поднялся с 17 % до 25 %;  у 17 % уровень опредёлён как высокий.

                                                        

Планирование ВШМ - один из самых больших разделов годового плана, который представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение оптимального уровня развития школы. Мы планируем ВШМ, исходя из выявленных проблем. Увидев проблемы, несложно сформулировать вопросы, выносимые на контроль. ВШМ осуществляется только при полной гласности. Мы стремимся создать условия для творческого осмысления каждым членом педколлектива своей деятельности и состояния школы на сегодняшний и завтрашний день, учим педагога делать анализ современно и ситуативно, видеть проблемы, противоречия, устанавливать причинно-следственные связи, стремиться к приоритетам и ценностям школы.

Предпрофильной школе нужны учителя с новым профессиональным мышлением, учителя, которые на практике могут обеспечить:

-         вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса;

-         практическую деятельностную направленность образования;

-         становление профессионального самоопределения учеников.

Педагог, осуществляющий предпрофильную подготовку,  должен овладеть методами организации проектной, исследовательской деятельности учащихся и должен понимать сущность компетентностного подхода в обучении.

Ни один управляемый процесс не может обходиться без мониторинга, тем более процесс инновационной деятельности. Внутришкольный мониторинг, сопровождающий предпрофильную подготовку,  не только объективный источник информации, но «стартовая площадка» по созданию благоприятной мотивационной среды, способствующей росту профессионализма педагогов и повышению заинтересованности кадров в инновационной деятельности.

 

 

 Портфолио – новая форма оценивания учащихся

            В.Н. Дурновцева, учитель

начальных классов

 

         Большинство представителей педагогической профессии и родителей  уже имеют некоторые знания о портфолио, но необходимо остановиться на  самых важных, на наш взгляд, особенностях этого нового для нашего образования явления. Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса. Он обозначает сбор и представление информации о достижениях работника.

Портфолио относится к разделу «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок, ориентированных не только на результат, но и на  процесс оценивания, и Портфолио в общеобразовательной школе – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося за определённый период времени.

          В нашей школе так же, как и во многих других образовательных учреждениях, портфолио является обязательным для обучающегося документом. Появление такой практики было вызвано тем, что необходимо было фиксировать участие детей в предпрофильной подготовке (выбор курсов, выполнение работ на курсах, социальные практики, достижения в различных соревнованиях и конкурсах).

          Безусловно, и до появления портфолио школа внимательно следила за успехами наших учеников. Но предпрофильная подготовка внесла существенные коррективы в этот процесс, поскольку одной из задач предпрофильной подготовки является задача формирования в учащихся оценочной самостоятельности. Портфолио помогает ученику осознать и оценить свои возможности, увидеть свои успехи, а при необходимости – и свои недостатки; повышает самооценку ребенка, позволяет ему увидеть реальную картину своей деятельности.

          Введение портфолио преследовало и другую цель: объединить усилия родителей, детей и педагогов в выстраивании индивидуального образовательного маршрута школьника. Материалы разнообразной деятельности ребенка позволяют не только наглядно увидеть его склонности, интересы, но и продемонстрировать отношение других людей к нему, зафиксировать их реакцию на его поступки.

          Третьей причиной создания детских портфолио стало стремление педагогического коллектива внести в жизнь обучающихся элементы состязательности, игры, которые бы активизировали детей, мотивировали их на успешную учебную и внеучебную деятельность. Вот почему в рамках эксперимента по предпрофильной подготовке мы используем портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации.

 Портфолио каждого ученика нашей школы состоит из следующих разделов:

·        индивидуальные данные;    

·        творческие работы;

·        социальная практика;

·        академическая успешность;

·        документы и отзывы.

Последний блок состоит из двух частей.

Первая часть – сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения.  Вторая часть – отзывы. Он включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и самим ребенком. Например, принимая участие в каком-либо концерте местного или районного Дома культуры,  ребёнок может получить отзыв от руководителя мероприятия на своё выступление, которое с радостью поместит в свой портфель достижений.

Не смотря на то, что образовательное учреждение находится вдали от районного центра, наши дети имеют возможность параллельно получить музыкальные, художественно-эстетические знания в Школе искусств, где успешно принимают участие в концертах непосредственно, и выезжая в близлежащие деревни района.  А это дополнительная возможность заработать сертификаты и грамоты. Не нужно забывать и о спортивной деятельности. В нашей школе активно работают спортивные кружки, секции. Дети очень часто выезжают на районные и областные соревнования, откуда непременно возвращаются с победами, и, соответственно, с наградами: медалями, грамотами. Из вышесказанного видно, что наши дети стараются быть активными в самых разнообразных  видах деятельности. И, думаю, что нельзя сказать ни про одного нашего ученика, что его Портфолио пустое. Ведь если он не принял участие по  каким-то причинам в перечисленных выше конкурсах, непременно может показать себя с интеллектуальной точки зрения, участвуя в дистанционных конкурсах через Интернет. Такая форма практикуется в нашей школе, т.к. есть доступ к высокоскоростному Интернету. На уровне ОУ введён сертификат, который выдаётся за участие в школьных мероприятиях.

Дети имеют возможность просматривать своё портфолио как с учителем, так и с родителями в любое время. И если обнаружилась проблема, отсутствие должного материала, – это сигнал взрослым о том, что ребёнку необходима помощь.  

Этот блок даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Мы придаем особое значение этому разделу портфолио, где представлена рефлексия самого ученика на разнообразную выполняемую им деятельность. Так же возможен вариант, когда дети сами размышляют о себе. Эти мысли, в виде мини-сочинений, эссе и т. д. дополнят его портфель достижений.    

Таким образом, когда ребенок оценивает себя, он глубже познает себя, гордится своими достижениями и на основе этого у него формируется достаточная самооценка. 

     Безусловно, портфолио дополняет традиционные способы оценивания деятельности ученика. При этом оценка результатов, зафиксированных в портфолио, может быть как качественной, так и количественной.

     Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

·        поощрение активности и самостоятельности детей, расширение возможности обучения и самообучения;

·        обучение планированию    и организации собственной учебной и внеучебной деятельности;

·        создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации.

Каждый учащийся школы, представив портфолио, может принять участие в конкурсе «Лучший ученик года» в 4-х номинациях: 

·        лучший ученик;

·        самый активный ученик;

·        самый творческий ученик;

·        самый спортивный ученик.

Все достижения учащихся, собранные в портфолио,  оцениваются в баллах. В соответствии с Положением о портфолио, принятом в нашей школе, по результатам, отраженным в портфолио, администрацией образовательного учреждения принимается решение о поощрении тех учащихся, чьи материалы свидетельствуют об успешном обучении и внеурочной деятельности.

Так, от сдачи переводных экзаменов освобождаются учащиеся начальных  классов; призёры районных, областных предметных олимпиад и конкурсов, учащиеся, отлично успевающие по соответствующим предметам. Если к концу 9 класса ученик набирает 10 баллов по какому-либо предмету, то на основании приказа директора он может быть освобождён от экзамена по выбору. Трое наших учащихся (75 %), принимавших участие в спортивных соревнованиях, набрали нужное количество баллов и были освобождены от сдачи экзамена по физической культуре в 2006 – 2007 учебном  году. В следующем 2007-2008 учебном году на основании накопительной оценки портфолио были освобождены от сдачи экзамена по физической культуре 9 выпускников (90 %), были засчитаны баллы одной учащейся (10 %) по биологии, одному учащемуся (10 %) по географии.

          В нашей школе портфолио существует не только в бумажном варианте, когда все достижения хранятся в файловой папке, но и  в виде компьютерной версии. Портфолио заполняется в электронном виде классным руководителем в программе Microsoft Office Excel (блок 1 в Microsoft Office Access). В течение 5 лет после выпуска из школы классный руководитель фиксирует путь выпускника в электронном варианте его портфолио и может видеть отсроченные результаты школьного образования.

         Наша деятельность по ведению портфолио не заканчивается на фиксации  «роста» ребёнка по тем разделам, которые были перечислены. Мы планируем более подробно рассмотреть такие разделы, как: размышления ребёнка о себе, отзывы, т.к. они мало распространены среди учеников. И, возможно, ввести новые разделы.   

 

 

Роль классного руководителя 

в организации предпрофильной  подготовки

                                                                                      Соловьёва Л. Н.,

классный руководитель  9 класса

 

Одним из направлений модернизации российского образования является предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Пятый год наша школа работает в условиях эксперимента по теме «Организационно – педагогические подходы к предпрофильной подготовке в сельской школе». Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений собственной деятельности. Основная цель предпрофильного обучения – формирование человека, способного познать и развить собственную субъектность, обоснованно выбрать профиль обучения в период основной школы, самоопределиться.

Поскольку в нашем районе профильное обучение еще не стало явлением повсеместным и профильные классы есть лишь в одной средней школе, мы свою цель предпрофильной подготовки видим в подготовке детей не столько к профилю, сколько к выбору образовательной траектории и профессионального пути выпускника основной школы.

Главной целью деятельности  классного руководителя в данном эксперименте является создание условий для профессионального самоопределения учащихся. Причём необходимо не просто познакомить учащихся с профессиями и учебными заведениями района и края, но и дать возможность учащимся понять свои склонности и интересы, попробовать себя в разных видах деятельности, самоопределиться. Реализация этих целей происходит через изучение личностных особенностей и интересов учащихся, организацию творческой внеурочной деятельности, взаимодействие с родителями и текущую работу класса в условиях предпрофильной подготовки.

Функции классного руководителя при организации предпрофильной подготовки значительно расширяются. Хотелось бы остановиться на новых видах деятельности классного руководителя.

Прежде всего, это организационно – управленческая деятельность, которая связана с организацией курсов по выбору, записью и распределением детей в группы по курсам, отслеживанием посещения курсов, результативности работы учащихся в них. В рамках этой деятельности от классного руководителя зависит, насколько сознательным и эффективным будет выбор детей, как смогут они оценить свою деятельность на курсах, в каком виде представят полученный результат.

Важным моментом предпрофильной подготовки является оказание помощи учащимся по сбору и анализу материалов портфолио.

Так, в 5-ом классе учащиеся просто собирали в свою папку всё, что считали нужным, поскольку важно было приучить детей к такой новой для них деятельности. В 6-ом классе с помощью классного руководителя учащиеся уже провели структурирование материалов портфолио по разделам «Документы», «Работы» и «Отзывы». В 7-ом классе, в конце каждой четверти, на основе материалов портфолио проводили анализ своих достижений, итоги которого вывешивали в классе на стенде «Наши достижения». В 8-м классе учащиеся «почистили» портфолио, оставив там самый весомый материал.

По мере взросления дети постепенно постигли процесс формирования личного отношения к полученным результатам, начали более серьёзно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, даже к своему свободному времени: многие, например, обнаружили, что его можно потратить на пополнение собственного портфолио.

Важным моментом и эксперимента, и собственно предпрофильной подготовки является диагностическая деятельность. Безусловно, эта работа осуществляется в тесном контакте с психологом. Классные руководители проводят анкеты, тесты, диагностики, которые помогают изучить мнение родителей, их отношение к эксперименту, проанализировать соответствие личных особенностей детей запросам родителей и выбору ребёнка. Изучение коммуникативных, творческих и других способностей учащихся позволяет с большей долей уверенности выстраивать его образовательную траекторию. А диагностика дифференциальной области, которая проводится в 7-ом классе, позволяет определить, к какому типу профессии имеют склонности учащиеся.

Очень тесно с предыдущими видами деятельности классного руководителя связана  целенаправленная информационная работа. Здесь решаются следующие задачи: информирование родителей о целях и задачах предпрофильной подготовки, о роли курсов по выбору, о необходимости сбора портфолио и оказания помощи ребёнку в этом новом для него деле, о возможных путях продолжения образования.

 Немаловажную роль в предпрофильной подготовке играет ориентационная деятельность, которая выражается в нашей школе в виде знакомства учащихся с профессиями. Эту работу мы строим таким образом:

В 5-ом классе проводится классный час «Профессии моих родителей», на котором учащиеся рассказывают, где и кем работают их родители. В  6-ом классе организуем цикл бесед «Профессии села». Сообщения готовят сами учащиеся по следующему плану:

  • основные функции данной профессии;

  • какими чертами характера должен обладать человек, выбравший данную профессию;

  • какие знания необходимы для овладения той или иной профессией;

  • каким должно быть здоровье, чтобы успешно работать;

  • в каких учебных заведениях можно получить данную специальность.

В 7-ом классе начинаем работу с классификацией профессий по типам, выходим на рабочие места родителей учащихся и в другие организации нашей деревни и села Частые.

Работая в рамках предпрофильной подготовки, классные руководители становятся настоящими помощниками детей и родителей в поиске единственно правильного пути выпускника. С этой целью подготовлен школой информационный сборник для учащихся и их родителей «О чём важно знать?»,  в котором представлены основные положения предпрофильной подготовки, терминология, образовательная карта нашей территории и многое другое.  «Как  правильно оформить зачётную книжку?», «Где отмечается информация о прохождении курсов по выбору?», «Куда пойти учиться?» - на эти и многие другие вопросы учащиеся могут найти ответы как из беседы с классным руководителем, так и на информационном стенде, который оформляется в  классе.

Естественно, что в дальнейшей работе по внедрению предпрофильной подготовки в учебный процесс в основной школе функции классного руководителя будут уточняться и конкретизироваться. Возможно, более разнообразными станут формы работы, более тесным сотрудничество со всеми заинтересованными организациями, более отработанными методики. Главное, чтобы это позволило ученику правильно построить свою образовательную и жизненную траекторию.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz
html counterсчетчик посетителей сайта
Hosted by uCoz